Одна из ключевых деталей двигателя внутреннего сгорания — распределительный вал. Со временем на нем и на опорных подшипниках появляется выработка и мотор требует квалифицированного вмешательства. Распредвал ВАЗ 2107 можно заменить самостоятельно. Для этого потребуется набор слесарного инструмента и знания об особенностях настройки газораспределительного механизма.
Функции и устройство распредвала
Распредвал ВАЗ 2107 (инжектор и карбюратор) синхронизирует работу впускных и выпускных клапанов с положением поршней в цилиндрах двигателя. Он открывает выпускные клапана для выпуска отработанных газов и впускные, чтобы заполнить камеры сгорания воздушно-топливной смесью.
В “семерке” используется компоновка двигателя с верхним расположением распредвала. Это удешевляет конструкцию и делает процесс обслуживания проще.
С коленчатым валом двигателя распредвал ВАЗ 2107 связан посредством цепи, приводимой в движение звездочкой.
Во время вращения распредвала кулачки, расположенные на нем, нажимают на рокера и открывают (закрывают) клапана в нужный момент.
Опорные шейки распредвала вращаются в подшипниках “постели”, установленной в головке двигателя. По масляным каналам к ним подается смазка от маслонасоса, поэтому состояние распределительного вала влияет на давление в системе смазки двигателя.
Неисправности распредвала
Главный повод для проверки состояния распредвала ВАЗ 2107 — появление характерного стука в головке во время работы двигателя. Причин может быть несколько:
- износ кулачков распредвала;
- износ опорных подшипников распредвала или шеек постели;
- деформация детали в результате перегрева;
- появления трещины на опоре детали;
- перелом распределительного вала;
- недостаток масла или слабое давление в системе смазки двигателя;
- забитые масляные каналы
- некачественное масло.
В случае появления выработки или трещин распредвала деталь необходимо заменить новой. Но прежде стоит локализовать неисправность, сняв распредвал и осмотрев его состояние.
Как снять распредвал ВАЗ 2107
Замена распредвала ВАЗ 2107 начинается с его демонтажа. Для этого необходимо выполнить такие действия:
- установить автомобиль на ровной площадке;
- дождаться, когда двигатель остынет;
- очистить крышку головки двигателя от загрязнений;
- снять воздушный фильтр, отсоединить трос, наконечник и тягу привода дроссельной заслонки, вывести
- топливный шланг из кронштейна (на автомобиле с карбюраторным двигателем);
- отсоединить рукав подачи воздуха, вакуумный шланг и вывести из кронштейна топливный фильтр (на автомобиле с инжекторным двигателем);
- при помощи ключа на 10 открутить гайки крепления крышки головки блока цилиндров;
- снять шайбы с крышки ГБЦ;
- освободить жгут проводов, шланги отвода картерных газов и гидроусилителя, трубку гидрокорректора фары от крепления кронштейна;
- снять крышку головки блока цилиндров со шпилек;
- демонтировать прокладку;
- выставить положение распредвала так, чтобы оно соответствовало концу такта сжатия в четвертом цилиндре;
- зубилом отогнуть лепесток стопорной шайбы звездочки распредвала;
- включить первую передачу, чтобы предотвратить вращение коленвала;
- ключом на 17 открутить болт крепления звездочки распредвала;
- снять болт вместе со стопорной шайбой;
- ключом на 10 открутить две гайки, крепящие натяжитель цепи;
- снять натяжитель;
- проволокой привязать цепь к звездочке распредвала, чтобы она не соскочила;
- снять звездочку и цепь, отвести из вперед;
- ключом на 13 отвернуть гайки крепления корпуса подшипников распредвала (делать это нужно равномерно, чтобы корпус не “повело”);
- снять со шпилек постель вместе с распредвалом;
- открутить ключом на 10 две гайки, крепящие упорный фланец;
- вынуть фланец из проточки в передней шейке распредвала;
- вытащить распредвал из постели (корпуса подшипников).
Если на опорных шейках распредвала или кулачках видны следы износа, распредвал нуждается в замене. Также его необходимо менять при появлении трещин или деформации.
Иногда причина стука может заключаться в износе подшипников корпуса распредвала. В таком случае достаточно заменить лишь постель.
Установка распредвала ВАЗ 2107
Монтаж распределительного вала ГБЦ производится в порядке, обратном снятию. Перед установкой детали в корпус необходимо смазать опорные шейки моторным маслом.
При сборке следует обратить на два важных момента:
- соответствие метки на распредвале и на звездочках его привода;
- момент затяжки гаек крепления корпуса распредвала.
Сначала необходимо правильно затянуть гайки крепления распредвала. Номинальный момент затяжек гаек — 2,2 кгс•м. Сразу затягивать крепление с таким моментом нельзя. Затяжка распредвала ВАЗ 2107 производится в три-четыре этапа, чтобы корпус прижимался равномерно, без перекосов. Следует затягивать гайки от центра к краям, в соответствии с “картой затяжки” (см.рисунок).
Когда распредвал установлен, необходимо выставить его положение относительно коленвала. На постели распредвала, передней крышке двигателя и звездочках коленчатого и распределительного вала имеются метки, на которые следует ориентироваться.
Даже если цепь привода была надежно привязана к звездочке, при установке распредвала следует убедиться, что его положение соответствует положению коленчатого вала двигателя. Чтобы правильно выставить метки на распредвале ВАЗ 2107, необходимо выполнить такие действия:
- убедиться, что метка на шкиве коленвала расположена напротив длинной риски на передней крышке двигателя (это соответствует верхней мертвой точке четвертого цилиндра);
- установить звездочку на распредвал и убедиться, что отметка на ней совпадает с меткой на “постели”;
- надеть цепь на звездочки, не нарушая положения валов;
- убедиться, что при натянутой цепи метки совпадают;
- затянуть болт крепления звездочки распредвала;
- провернуть коленвал ключом на два оборота;
- проверить совпадение меток на распредвале и коленвале;
- при необходимости изменить положение цепи на звездочке распредвала;
- затянуть болт крепления звездочки распредвала и зашплинтовать стопорную шайбу.
После этого остается лишь отрегулировать натяжение цепи при помощи натяжителя и закончить сборку, установив крышку ГБЦ и прочие детали.