Воздушные пробки в системе, отводящей излишки тепла от сильно нагревающихся деталей двигателя, снижают охлаждающую способность. Они становятся причиной порчи уплотнителей и шлангов, мешают полноценно наполнить систему антифризом или водой.
Их требуется удалить. Как воздух из системы охлаждения двигателя выводится наиболее эффективно, автовладельцу надо знать досконально.
- Итог повреждения охлаждающей системы
- Проблемные участки
- Способы борьбы с воздушными пробками
- Износ уплотнителей насоса
- Неплотные соединения
- Пропускание воздуха сливными краниками
- Залипание воздушного клапана расширителя
- Удаление воздушной пробки через патрубок
- Дорожная прокачка
- Прокачивающая методика
- Способы продувки
Итог повреждения охлаждающей системы
Нормальная работа системы, охлаждающей двигатель, предотвращает выгорание смазки, препятствует закипанию антифриза или воды, предупреждает заклинивание движущихся деталей, происходящее из-за их термического расширения.
Если в контуре, по которому циркулирует охлаждающая жидкость, появляется воздух, эффективность работы системы падает на 30-45%. Воздушная пробка в системе охлаждения – одна из самых частых причин выхода из строя мотора.
Проблемные участки
У машин с жидкостным охлаждением вода движется по так называемой рубашке, сформированной двойными стенками головки цилиндров и самого блока цилиндров.
Вода либо антифриз, заполняющие охлаждающую рубашку, забирают тепло со стенок цилиндров. Нагретый в итоге охладитель из рубашки поступает в радиатор, в котором его температура снижается вентилятором.
После остывания жидкость снова нагнетается в рубашку водяной помпой. За работу вентилятора и насоса отвечает коленчатый вал. Интенсивность работы системы контролирует термостат и регулируют жалюзи.
Кроме перечисленных функциональных деталей в системе охлаждения принимают участие соединительные патрубки со шлангами и водораспределительная трубка насоса.
Появление воздуха в системе охлаждения чаще всего связано с потерей герметичности на этих участках. Из-за растрескивания эластичных деталей, уплотнителей или неплотных соединений в систему подсасывается воздух.
Отобранное у жидкости тепло латунный радиатор передает наружу через пластины или стенки трубок в зависимости от конструкции.
После заливки жидкости в радиатор его горловина запирается пробкой. Ее неплотное прилегание также является распространенной причиной появления в системе охлаждения двигателя воздушных заторов.
Горловина радиатора снабжена выпускным клапаном пружинной конструкции. Седло выпускного клапана оснащено впускным клапаном, прижимаемой еще одной пружиной, немного выше выпускника находится пароотводная трубка.
При выяснении причин завоздушивания системы охлаждения этому узлу стоит уделить предельно пристальное внимание.
Если появление пробок связано с подсосом воздуха, причиной чаще всего бывает разгерметизация одного или нескольких компонентов системы или соединительных узлов.
Просто стравить воздух из поврежденной системы охлаждения в таких ситуациях недостаточно. Он все равно станет проникать через зазор в уплотнении, разрыв в шланге или пробоину в металлической стенке.
Найти место повреждения обычно не составляет труда. Выразительными симптомами являются места, в которых наблюдается протекание охладителя. Если подсос воздуха происходит через изношенные сальники, внизу корпуса насоса обнаружится лужица.
Способы борьбы с воздушными пробками
Выясняя, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя, автовладельцы первым делом производят примитивную диагностику.
На ее основании решают, справятся они сами с проблемой или обратятся к автослесарям. Повреждения, не требующие углубленных знаний и профессиональных умений, без затруднений устраняются руками хозяев авто.
Износ уплотнителей насоса
При обнаружении течи в нижней части корпуса помпы надо полностью выпустить охлаждающую жидкость.
Алгоритм борьбы с подсосом из-за уплотнителей:
- Освободив контур от воды или антифриза, снимают вентилятор, открепляют резиновый шланг, предварительно ослабив хомутик.
- Отсоединенный от контура насос аккуратно извлекают, старясь не испортить прокладку.
- Отворачивают болт, фиксирующий крыльчатку, и удаляют ее, чтобы получить доступ к осмотру сальника. У него может быть повреждена манжета или шайба, которая сама поднимается. Проблему устраняют путем замены поврежденных составляющих.
Так же поступают с поврежденными деталями и узлами вентилятора.
Неплотные соединения
Если в районе патрубков радиатора с подключенными к ним шлангами обнаружен подсос, воздушная пробка, течь, удалить их из системы охлаждения следует путем затягивания хомутиков.
Закручивание болта, регулирующего плотность охвата хомутом, ничего не дало? Плотность повышают посредством подкладки под хомутик металлической полоски.
Пропускание воздуха сливными краниками
Обнаружив жидкость на краниках, через которые производится слив охладитель, их притирают. Для выполнения процедуры их снимают с мотора и накладывают притирочную пасту.
Наносят средство вращательными движениями, так действовать продолжают до того, пока поверхность краников не станет матовой.
Если контур охлаждения завоздушило из-за бреши в радиаторе, для устранения изъяна обращаются в сервисную мастерскую.
Залипание воздушного клапана расширителя
Для автоматического стравливания воздуха в системе есть расширительный бачок с клапаном. Емкость предоставляет возможность нагревающейся воде расширяться, не нанося при этом вред деталям конструкции.
Клапан позволяет воздуху, устремляющемуся вверх, выходить в атмосферу. Когда его скопится достаточное количество, клапан под напором самопроизвольно приоткрывается.
Если клапан залип, придется вставать на яму, так как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения в таких ситуациях возможно, только расположившись под днищем.
Автомобиль ставят на ручник. Чтобы удобнее было работать, машину следует приподнять домкратом примерно на 30-40 см.
Последовательность работ по борьбе с завоздушиванием системы охлаждения:
- Откручивание крышки расширительного бачка. Действовать надо осторожно, чтоб не обжечься.
- Запуск мотора и включение обогрева на максимально возможную мощность.
- Постепенное заполнение расширителя антифризом до наивысшей отметки.
- Увеличение оборотов мотора до 3000 в минуту.
- Сдавливание нижнего патрубка, идущего на радиатор, сдавить надо, как только термостат откроется. Для проведения всех действий на руки надевают перчатки, чтобы не получить ожог от разогревшихся деталей. Ожечься можно даже о шланг.
Перечисленные работы производятся до тех пор, пока из бачка выходит воздух. В момент появления воды без содержащихся в ней пузырьков, изложенные действия прекращаются.
Завершив процедуру, проверяют температуру патрубков, они должны хорошо нагреться.
Обязательно после удаления пробок воздуха из системы охлаждения следует проверить работу отопления в салоне. Печку запускают, чтоб удостовериться, что она поставляет горячий воздух.
Следующим шагом традиционно становится доливка антифриза. Для пополнения объема жидкости машину опускают, чтобы корректно наполнить систему. До предела многие автовладельцы доливать не рекомендуют, чтобы расширяющийся от нагрева охладитель не перелился.
Удаление воздушной пробки через патрубок
Если есть хотя бы элементарные навыки автослесаря, допустимо стравить воздушную пробку через патрубок. Для этого так же потребуется установка авто на яму, так как развоздушивать систему охлаждения придется, отделяя патрубок снизу. После чего следует включить нейтраль.
Мотору нужно дать прогреться до 90º С. Среагировав на нагрев, термостат полностью откроет путь антифризу. Жидкость пойдет по большому кругу.
Дождавшись этого, двигатель глушат и ослабляют хомут, поставленный на патрубок дросселя, чтобы его снять. Работать надо аккуратно, все детали очень горячие.
Сняв резиновую трубку, выпускают воздушную пробку, не страшно, если воздух будет выходить вперемежку с антифризом.
Избавившись от воздушного затора, патрубок возвращают на штатное место и накрепко фиксируют хомутиком. По завершению в обязательном порядке заводят авто и проверяют результат.
Дорожная прокачка
Есть несложный, но не слишком эффективный метод, реализуемый в дороге, так как убрать воздух из системы охлаждения нередко требуется прямо в пути.
Для удаления воздушного затора поступают таким образом:
- останавливают машину на ровной площадке;
- блокируют возможное движение стояночным тормозом;
- переднюю часть машины поднимают домкратом приблизительно на 50 см;
- откручивают пробку, закрывающую горловину радиатора, и заводят мотор;
- запускают фильтрующее устройство, предназначенное для чистки воздуха в салоне;
- доливают антифриз в радиатор до наивысшей риски;
- разгоняют двигатель до 3000 об/мин, чтобы его максимально прогреть;
- добившись реакции от системы охлаждения на нагрев компонентов двигателя, сжимают нижний патрубок, идущий к радиатору;
- выпускают весь воздух.
Метод не самый действенный, но на дороге он может спасти положение или позволить дотянуть до автосервиса, в котором знают, как профессионально стравить воздух, не прибегая к отсоединению трубок.
Если приходится прибегать к приведенному методу, чтобы выгнать мешающую пробку из системы охлаждения, действовать надо предельно аккуратно и защищать руки перчатками.
Во время разгона двигателя все металлические составляющие разогреваются до предела. Соприкосновение с ними без средств защиты рук опасно.
Бывает, пробка образуется при заполнении системы. В подобных случаях останавливают авто на ровной площадке, запускают двигатель, чтобы он 5 мин. проработал вхолостую.
Затем порционно доливают антифриз, следя за температурой его нагрева, так устранить воздушную пробку в системе охлаждения проще всего.
Прокачивающая методика
Перед тем как пытаться стравить воздух посредством продувки, стоит попробовать прокачивающий способ. Во время заливки жидкости в радиатор его нижний патрубок быстро сдавливают и разжимают, как бы старясь прокачать.
Перед тем как прокачать систему, крышку с расширителя следует снять и запустить мотор.
Способы продувки
Если заливка антифриза производилась в автосервисе, владельцу не надо думать, как развоздушить систему охлаждения. Там затор моментально выгонят, подключив компрессор к расширительному бачку. Горловину при этом закрывают чистой тряпкой.
Чтобы в своем гараже удалить из системы воздушную пробку, как в автомастерской, вместо мощного компрессора допустимо использовать его ножной аналог, предназначенный для накачки колес.
Важно следить, чтобы не вышел весь антифриз вместе с завоздушенной частью.
Если нет подходящего оборудования, идей, как убрать воздушную пробку, не возникает, продувают собственными легкими.
Для этого отсоединяют верхний патрубок радиатора и помещают его в широкую емкость. Чтобы активировать процесс, дуют в горловину расширителя, когда выйдет воздух и антифриз с пузырями, заливают новую жидкость.
https://youtu.be/YcnIiqF_DuA